Время создания
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» написано в 1918 году.
Тема
Описана история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую. Упавшая и плачущая лошадь — это двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
Тема стихотворения — одиночество, непонимание, столкновение личности и толпы — характерна для дооктябрьского творчества Маяковского.
Главная мысль (идея)
Как и лошадь, каждый способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, что необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на насмешки толпы. Нужно найти силы не только жить дальше, но и творить.
Поэтика
Стихотворение трудно отнести к какому-либо традиционному жанру. Можно назвать его лирической притчей. Стихотворный метр также особенный — ритм стихотворения изменчив, поэт экспериментирует с формой стиха, строит стихотворение на новых «футуристических» принципах.
Маяковский начинает стихотворение уже необычно: он использует различные приемы звукописи, в частности аллитерацию — повторение согласных звуков в слове, фразе:
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
— ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ.
Этот прием производит эффект: мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта. Маяковский продолжает дальше в стихотворении создавать звучание мира вокруг его героя.
Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении:
ЛоШаДь на КРуП ГРоХНуЛаСь...
... СГРуДиЛиСь...
... и СРаЗу За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛеШить...
Поэт также использует так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей лошади.
Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Этот прием виден даже в маленьком элементе:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь!
К особенным приемам, которые Маяковский использует в этом стихотворении, можно отнести и создание необычных рифм. Они очень разнообразны:
- усеченные неточные (плоше — лошадь, зевака — зазвякал);
- неравносложные (в шерсти — в шелесте, стойло — стоило);
- составные (в вой ему — по-своему, один я — лошадиные, в няньке — на ноги, рыжий ребенок — жеребенок);
- — с использованием омоформ (пошла — краткое прилагательное и пошла — глагол).
В. В. Маяковский использует в стихотворении также яркие метафоры: «льдом обута» — это восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Упавшая лошадь — это поэтический двойник самого поэта. Все стихотворение — развернутая метафора.