Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Время создания

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» написано в 1918 году.

Тема

Описана история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую. Упавшая и плачущая лошадь — это двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

Тема стихотворения — одиночество, непонимание, столкновение личности и толпы — характерна для дооктябрьского творчества Маяковского.

Главная мысль (идея)

Как и лошадь, каждый способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, что необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на насмешки толпы. Нужно найти силы не только жить дальше, но и творить.

Поэтика

Стихотворение трудно отнести к какому-либо традиционному жанру. Можно назвать его лирической притчей. Стихотворный метр также особенный — ритм стихотворения изменчив, поэт экспериментирует с формой стиха, строит стихотворение на новых «футуристических» принципах.

Маяковский начинает стихотворение уже необычно: он использует различные приемы звукописи, в частности аллитерацию — повторение согласных звуков в слове, фразе:

БиЛи КоПыТа,

ПеЛи БуДТо:

—                     ГРиБ.

ГРаБь.

ГРоБ.

ГРуБ.

Этот прием производит эффект: мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта. Маяковский продолжает дальше в стихотворении создавать звучание мира вокруг его героя.

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении:

ЛоШаДь на КРуП ГРоХНуЛаСь...

... СГРуДиЛиСь...

... и СРаЗу За ЗеваКой ЗеваКа,

ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛеШить...

Поэт также использует так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей лошади.

Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Этот прием виден даже в маленьком элементе:

—    Лошадь упала!

—      Упала лошадь!

К особенным приемам, которые Маяковский использует в этом стихотворении, можно отнести и создание необычных рифм. Они очень разнообразны:

  • усеченные неточные (плоше — лошадь, зевака — зазвякал);
  • неравносложные (в шерсти — в шелесте, стойло — стоило);
  • составные (в вой ему — по-своему, один я — лошадиные, в няньке — на ноги, рыжий ребенок — жеребенок);
  • — с использованием омоформ (пошла — краткое прилагательное и пошла — глагол).

В. В. Маяковский использует в стихотворении также яркие метафоры: «льдом обута» — это восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Упавшая лошадь — это поэтический двойник самого поэта. Все стихотворение — развернутая метафора.