Время написания
Стихотворение написано 3 декабря 1829 года в Павловске.
Тема
Тема стихотворения — описание ясного морозного зимнего утра, а также чувств, вызванных созерцанием красоты природы.
Главная мысль (идея)
Поэт передает в этом стихотворении ощущения полноты жизни и радости проживания прекрасного зимнего дня.
Поэтика
Жанр — лирическая пейзажная зарисовка. Стихотворение написано излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом.
Поэт использует особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.
Главный прием стихотворения — контраст.
Первая строфа начинается изображением картины зимнего дня, точнее, описанием состояния: «Мороз и солнце; день чудесный!»
Назывные предложения очень лаконичны, они выстраивают некую формулу прекрасного зимнего дня.
Дальнейшее обращение — к «прелестному другу», к возлюбленной, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зимним снегам.
Вторая и третья строфы построены на противопоставлении: вторая строфа — описание «вчера», третья — «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. В этом описании важны эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, к тому же — бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустные тона. «Вьюга злилась» простая, но много говорящая метафора и олицетворение: вьюге придана черта человеческого характера.
В третьей строфе описано «сегодня»: сверкают на ярком солнце снега, небеса голубые. Резкая перемена произошла не только в природе: ночь сменилась днем, луна — солнцем, мгла — блеском и светом, меняется настроение, состояние, появляется цвет, живость, ясность. Ковры снегов великолепны. Видно то, что было скрыто при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет сквозь иней, речка блестит подо льдом.
Эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены дальнейшему ходу стихотворения: они статичны, это взгляд из окна, как бы издалека.
В четвертой строфе передано состояние «мира дома». Много образов, рождающих ассоциации уюта, тепла:
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь.
К чисто зрительным образам добавляются новые: поэт включает наши чувства осязания и слуха, мы чувствуем тепло, слышим потрескивание дров в печи. Поэт использует аллитерацию — игру твердых звуков [т], [р], [с].
Вчувствовавшись в уют, лирический герой все же хочет движения, действия.
Следующая строфа передает это неудержимое движение к воздуху, к небу, к яркому солнцу. Статика сменяется динамикой. Каждое слово последующих строк наполнено энергией: «...предадимся бегу нетерпеливого коня».
Коню не стоится на месте, его пощипывает мороз, он тоже охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра и рвется вперед и вперед.
В последних строчках — картина стремительного бега по огромному пространству. Много слов-«желаний», намерений, это глаголы будущего времени: предадимся, навестим. Мир как бы разворачивается навстречу лирическому герою, манит и зовет к себе. Особенно выразительна последняя строчка, представляющая «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня». Героя ждут новые «берега», не опасные, милые, желанные его сердцу — эта полная счастья жизнь ждет его впереди.
Стихотворение, составленное из контрастирующих друг с другом картин, в то же время составляет гармоническую целостную картину.