Время написания
Стихотворение написано в 1883 году.
Тема
Поэт замечает и передает неуловимые состояния природы в период смены времен года.
Главная мысль (идея)
Природа являет для человека пример стойкости. Весна изображена как живое существо. Поэт призывает верить ей, как близкому другу. Невзгоды готовы сломить человека, но в тяжелую минуту мир дает веру.
Поэтика
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Жанр — элегия. Стихотворный метр — шести- и пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Все стихотворение — развернутая метафора.
Стихотворение имеет философско-психологический подтекст. Дуб — символ стойкости, крепости, силы. Береза — символ жизнеспособности, гибкости, жизнелюбия. Человек, «учась у дуба, у березы», должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.
В первом слове стихотворения — «учись» — и призыв, и совет, и наставление.
Перед читателем возникают картины дисгармонии в природе, вызывающие ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия: «напрасные на них застыли слезы».
Так передается мысль поэта о единстве мира, где человеческие черты переданы природе, а душевная смута человека напоминает природные катаклизмы.
Используется прием нагнетания напряжения с помощью изменения синтаксического строя: в первой и третьей строфах — преимущественно простые предложения. Во второй строфе используется сложное бессоюзное предложение. Короткие предложения придают стихотворению динамику и в то же время тревожность. Этому же служат и лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты».
Третья строфа начинается с союза «но» («Но верь весне»). Меняется интонация. Теперь образная система служит для утверждения веры в торжество добра, красоты, гармонии.
В концовке сосредоточена вся сила стихотворения:
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Фет использует целый комплекс изобразительных приемов (синтаксических, лексических, фонетических), чтобы выразить сложность душевной жизни человека.