Время написания
Стихотворение написано 21 августа 1836 года (в последний год жизни Пушкина) и является его поэтическим завещанием.
По своему построению стихотворение близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник». У Пушкина, как у Державина, в стихотворении пять строф, написанных по одинаковому плану. Но мысли Пушкина и Державина о своем творчестве, оценка его основного смысла и значения различны.
Тема
Стихотворение посвящено важной теме для Пушкина — предназначению поэта.
Главная мысль (идея)
Поэт задумывается о своем месте в этом мире, об отношениях с обществом, он хочет быть уверен в том, что его творчество не было напрасным, что память о нем сохранится: «Нет, весь я не умру...»
Пушкин как бы подводит итог своему творческому пути:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, на требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Поэтика
По жанру это стихотворение можно отнести к греко-римской оде, так как стихотворение написано в подражание оде Горация и повторяет все ее мотивы и образы. Стихотворный метр — шестистопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Сюжет стихотворения обладает стройной внутренней логикой, заданной еще образцом Горация. Лирическая мысль движется от непокорного вознесения над обществом и временем (1-я строфа) к предсказанию своей судьбы в будущем (2—3-я строфы) и приходит к итогу — к осознанию божественного призвания поэта.
1-я строфа. Пушкин утверждает равенство памятников «рукотворных», «земных» и творческого наследия поэта.
Вознесшись «главою непокорной» выше «Александрийского столпа», поэт вступает в спор с идеями государства, с самими царями, с необходимостью чувствовать себя «маленьким человеком», «частным лицом», «винтиком» огромного механизма-государства.
Пушкин утверждает безусловную ценность творческой личности и ее наследия. Творец выше идеи власти, идеи государства и истории. Для него нет временных и пространственных границ. Он абсолютно свободен.
2-я и 3-я строфы. Далее звучит мысль о «пределах» жизни «души в заветной лире». Первое условие — творчество не исчезнет, «доколь в подлунном мире» будет жив «пиит». Для Пушкина это сравнимо с понятием вечности — поэзия (творчество) будет жить столько же, сколько будет жить человечество.
Далее развивается еще одна ключевая тема служения народу:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
Пушкин разворачивает довольно обширную географию распространения своей славы, называя народы восточные, северные, южные, цивилизованные и дикие, поскольку понимает ценность своего наследия для всех людей.
4-я и 5-я строфы. Пушкин делает вывод, подводит итог своего творческого пути, называя свои главные заслуги перед лицом вечности:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я
Свободу
И милость к падшим призывал.
Тема милосердия, человечности, пробуждения «добрых чувств», противостояние «жестокому веку» и главное понятие — Свобода — все темы произведений Пушкина названы лаконично и точно. Он знает цену своему творчеству и ясно осознает, что оставляет после смерти народу.
Отличительной чертой пушкинского стихотворения от подобных произведений Горация и других поэтов является отсутствие мотива гордости.
Пушкин утверждает в «Памятнике» свою «любимую» мысль: поэт должен быть послушен лишь «веленью Божию», только он сам и может оценить свой труд. В этом нет гордыни, но есть осознание исполненного призвания, понимание своего творческого бессмертия.
Лексика и интонация стихотворения, как и положено оде, отличаются торжественностью, возвышенностью. Особенную роль в этом играют архаические формы, а именно славянизмы: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык, (т. е. народ), велению и др.