Время создания
Стихотворение было написано в 1838 году.
Тема
В стихотворении поднимается тема поэта и его предназначения.
Главная мысль (идея)
Для автора поэт подобен пророку, существу, близкому к Богу. Поэт — провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей.
Поэтика
Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — шести- и пятистопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Данное стихотворение композиционно разделено на две части.
Первая часть — описание кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием:
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Боевому оружию не нужны были украшения. Он прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.
Но хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина».
И теперь он висит на стене, став пустым украшением:
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!
Кинжал теряет свою ценность — свое предназначение. Лирический герой с горечью взирает на некогда грозное оружие, теперь висящее на стене пустым украшением. Со смертью хозяина наступила и его смерть. Он больше не исполняет своего долга.
В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосредственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Эпитеты появляются, когда поэт говорит о наступившем бесславии: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Сравнение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть ненужность кинжала.
Вторая часть стихотворения — сравнение с первой частью. Участь поэта сравнивается с участью кинжала:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, о том, кем он был раньше.
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Нынче поэзия так же, как ставшее игрушкой оружие, не выполняет своего предназначения.
Лермонтов с горечью говорит о том, что в его время поэты отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая «золотую отделку». В финале он обращается с вопросом к современным поэтам и к самому себе, поскольку он не отделяет себя от своего поколения: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?»
Поэт должен зажигать словом сердца людей. Силу своей мечты автор передает с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой».
Лексика и тон стихотворения возвышенные, торжественные, что соответствует содержанию — это призыв к деятельности, к исполнению поэтом своего предназначения.