Лермонтов «Поэт»

Время создания

Стихотворение было написано в 1838 году.

Тема

В стихотворении поднимается тема поэта и его предназначения.

Главная мысль (идея)

Для автора поэт подобен пророку, существу, близкому к Богу. Поэт — провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — шести- и пятистопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Данное стихотворение композиционно разделено на две части.

Первая часть — описание кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

 И не одну прорвал кольчугу.

Боевому оружию не нужны были украшения. Он прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.

Но хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина».

И теперь он висит на стене, став пустым украшением:

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Кинжал теряет свою ценность — свое предназначение. Лирический герой с горечью взирает на некогда грозное оружие, теперь висящее на стене пустым украшением. Со смертью хозяина наступила и его смерть. Он больше не исполняет своего долга.

В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосредственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Эпитеты появляются, когда поэт говорит о наступившем бесславии: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Сравнение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть ненужность кинжала.

Вторая часть стихотворения — сравнение с первой частью. Участь поэта сравнивается с участью кинжала:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, о том, кем он был раньше.

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Нынче поэзия так же, как ставшее игрушкой оружие, не выполняет своего предназначения.

Лермонтов с горечью говорит о том, что в его время поэты отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая «золотую отделку». В финале он обращается с вопросом к современным поэтам и к самому себе, поскольку он не отделяет себя от своего поколения: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?»

Поэт должен зажигать словом сердца людей. Силу своей мечты автор передает с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой».

Лексика и тон стихотворения возвышенные, торжественные, что соответствует содержанию — это призыв к деятельности, к исполнению поэтом своего предназначения.