Время написания
Стихотворение написано в 1825 году в период михайловской ссылки. К соседям Пушкина, в село Тригорское, приехала родственница хозяйки, Анна Петровна Керн, с которой Пушкин познакомился еще в Петербурге в 1819 году. Между поэтом и этой женщиной возникли романтические отношения. Поэт преподнес Керн это стихотворение перед разлукой.
Тема
Тема стихотворения — глубокое чувство восхищения и любви, которое вызвала в поэте женщина. Описываются две встречи лирического героя с возлюбленной и разлука между этими встречами.
Главная мысль (идея)
Образ возлюбленной в этом стихотворении предстает как высшая сила, которая рождает и пробуждает в человеке «...И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь».
Любовь поэта придает идеальные черты его возлюбленной, рисуя «неземной» ее облик:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Годы, проведенные лирическим героем вдали от любимой, описаны как время, лишенное смысла и жизненной энергии:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Можно сказать, что это стихотворение Пушкина — гимн женщине, любви, ее преображающей и животворящей силе.
Поэтика
Жанр — любовное послание. И в этом стихотворении Пушкин использует свой излюбленный метр: четырех- и пятистопный ямб с перекрестной системой рифмовки и чередованием женских и мужских рифм.
В стихотворении три части, которые находятся в драматическом единстве: появление возлюбленной в жизни лирического героя, которое он называет «чудным мгновеньем». Затем ее исчезновенье и наступающая за этим пустота в душе и мире поэта. В третьей части — новое появление возлюбленной, которое является еще большим чудом, потому что душа героя уже утратила надежду на возвращение божества и вдохновенья в его жизнь.
Образ возлюбленной создается с помощью ярких метафор, сравнений, эпитетов: мимолетное виденье, гений чистой красоты, голос нежный, милые черты, небесные черты.
Контрастно по отношению к этому образу рисуется жизнь поэта без любви:
...В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои...
Глухота, мрак, несвобода, тишина, отсутствие энергии и силы жизни (дни тянутся) — так ощущает поэт жизнь, лишенную любви. Пушкин подчеркивает пустоту, употребляя анафору, пять раз в двух строчках повторяя «без», усилив это ощущение потери:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
В последней строфе снова возникают «...и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» — этот повтор очень важен: происходит обретение смысла и радости жизни. И мы совместно с лирическим героем чувствуем радость и торжественность возвращения в его душу животворящих сил.