Время создания
Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году.
Тема
В стихотворении «Пороша» поэт описывает зимнюю дорогу.
Главная мысль (идея)
Сергей Есенин в этом стихотворении передает восприятие мира, присущее человеку только в детстве: радость от встречи с красотой, любование природой, ощущение полноты и гармоничности жизни.
Поэтика
Жанр — пейзажная зарисовка. Стихотворный метр — четырех- и трехстопный хорей. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Поэт использует множество выразительных средств:
- метафоры («заколдован невидимкой», «убегает лентой вдаль»);
- сравнения («понагнулась, как старушка»);
- олицетворения («дремлет лес», «дорога убегает»);
- эпитеты («серые вороны, «белою косынкой»).
Все эти приемы делают картину зрительно осязаемой. Зимой в лесу все превратилось в сказку, точнее в сказочный сон. И приемы, используемые поэтом, взяты им из русских сказок и песен.
Поэту важно вызвать в читателе и звуковые образы-ассоциации. Сначала кажется, будто тихо — это первое, что пишет нам поэт о лесе. Прислушавшись, автор замечает, что лес наполнен звуками: слышен звон копыт и бубенцов, где-то стучит дятел и на верхушке сосны раскричались вороны.
Особую роль играют образы, созданные Есениным с помощью звукописи — аллитераций и ассонансов:
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу.
Только серые вороны Расшумелись на лугу.
Повторяющиеся в этом фрагменте звуки Т, Д, П, а также Ш, X, С создают по ассоциации образ едущих по снегу саней: стук копыт и шум скольжения полозьев по снегу.
Вслед за «звучащими» образами возникает зрительный контрастный образ: белая косынка сосны рождает в памяти воспоминания о белом пуховом платке, на который похож выпавший снег на ветках. Особенно выразительны в этом стихотворении глаголы: раскричались, заколдован, повязалася, принагнулась, опрелася, убегает — олицетворение.
Прилагательное «бесконечная» (дорога) гиперболизировано в представлении лирического героя: перед ним — простор, свобода, неизведанное и впереди бесконечная дорога. Ассоциативно возникает образ будущего, которое так же прекрасно, как и то, что окружает лирического героя в зимнем лесу.