Время написания
А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Это было время расправы властей над участниками декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Стихотворение было отчасти ответом на эти события.
О возникновении замысла и формы стихотворения Пушкин рассказывал: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу. Это был Иезекиль — я прочел отрывок и перефразировал в «Пророке».
Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырех стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания, посвященных событиям 14 декабря. Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.
Тема
Пушкин в стихотворении поднимает тему божественного призвания поэта- пророка, рисуя идеальный образ поэта. Пушкин обращается к библейской теме, используя книгу пророка Исайи, в которой описывается отчаяние пророка при виде беззакония и пороков мира: «И тогда прилетел... один из серафимов, и в руке у него горящий уголь». Ангел «удалил беззаконие» и «очистил грех» Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.
Главная мысль (идея)
Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.
Миссия пророка представлена так:
Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
Исполнись волею моей —
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Поэтика
Жанр стихотворения — философская притча. Стихотворный метр — четырех- и пятистопный ямб, система рифмовки — перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.
Стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной влачился». Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога — «шестикрылым серафимом», который преобразует сущность поэта — вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Обретение нового языка — это обретение новой мудрости. Поэт описывает, как дары Всевышнего обретаются все большими мучениями. Страдания описаны по нарастающей: от легкого безболезненного прикосновения к «зеницам» до рассечения груди мечом:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Третья часть — описание перерождения поэта, появления новых свойств его сущности, а также завет, данный ангелом пророку, который обрел новое предназначение. Пушкин создает поразительный образ, говорящий о смирении: «Как труп в пустыне я лежал...» Его тело и дух великими мучениями перевоплотились. Он готов нести пророческий крест.
В стихотворении описана вертикальная картина мироздания — от «горнего» мира, до мира «дольнего», от ангелов до лозы.
Большую роль в стихотворении играют старославянизмы (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придает стихотворению особую торжественность и силу. Частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и») также придают стихотворению торжественное библейское звучание. Одновременно этот прием нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.
Пушкин также использует метафоры (духовная жажда, пустыня мрачная); сравнения («...Перстами, легкими, как сон...», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы...», «...Как труп в пустыне я лежал...»).
Особую роль в стихотворении играют яркие эпитеты: (перстами) легкими, вещие (зеницы), (язык) празднословный и лукавый, (жало) мудрые, (уста) замерзшие, (сердце) трепетное. Каждый из эпитетов несет определенную эмоциональную нагрузку.
Можно сказать, что Пушкин в стихотворении «Пророк» описал опыт личного мистического прозрения.