Фет «Еще весны душистой нега...»

 

Время написания

Стихотворение написано в 1854 году.

Тема

Автор рисует картину зарождающейся весны, ее предощущения.

Главная мысль (идея)

Цель поэта в этом стихотворении — создание образно-эмоциональной картины природы, передача тонкого, почти неуловимого чувства лирического героя, его радости.

Поэтика

Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — пяти- и четырехстопный ямб, система рифмовки — АЬААЬ с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении три пятистрочные строфы. Они поддерживают и продолжают друг друга, создавая цельный образ. Третья строфа представляет собою антитезу двум предыдущим. В ней-то и содержится главная мысль поэта, тонко чувствующего грядущее пробуждение природы:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

Зарисовка живой картины запечатлевает неуловимый миг. Поэту важно создать и передать яркое эмоциональное впечатление. Этой цели служат эпитеты (душистая весна, замороженный путь, пролетные журавли). Автор использует синтаксический параллелизм как главный композиционный принцип.

Слова с высокой стилистической окраской («низойти») добавляет образу возвышенность, облагораживает весну. Величие образу весны также придает инверсия. Не случайно и перемещение ударения в слове «полны».

Во второй строфе стихотворения проявляется импрессионизм Фета. Весна приходит во всем многообразии переменчивых форм:

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет...

Не случайно употребление частиц «едва» и «чуть»: они вносят оттенок живого мига в картину природы. Появление весны неминуемо, она приближается шаг за шагом, миг за мигом. «Соловей еще не смеет запеть в смородинном кусте», но воображение лирического героя уже рисует этот образ.

Важная мысль заключена в метафоре'.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях...

Речь идет о великой гармонии природы, частью которой является человек.