«Повесть временных лет» — один из первых памятников древнерусской литературы. Это наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов начала XII века.
Время и история написания
По предположению исследователей древнерусской литературы, «Повесть временных лет» была написана в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах.
Автором произведения является монах Нестор. Позже летопись дописывалась и перерабатывалась другими авторами. В основу этого произведения положен первый летописный свод, названный Древнейшим, который был составлен в Киеве в 1037 году. Также источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные документы.
Нестор переработал более древние летописи, расширил историческую основу и привел русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввел дополнительные исторические предания, сохраненные в устной традиции.
Название этого летописного свода возникло из начала его первой фразы: «Се повесть времянных лет...»
Тема
В «Повести временных лет» описываются события, происходящие на Руси с незапамятных времен до того времени, когда создается этот летописный свод, а именно период от библейских времен до 1117 года. Летописец повествует о том, «откуда есть пошла русская земля», рассказывает о племенах, населявших славянские земли, о начале государственности, о возникновении русских княжеств, о русских князьях и их деяниях. В события исторические, информацию о которых летописец черпает из более древних хроник, в том числе и иностранных, вплетаются легенды, взятые из народной памяти.
Главная мысль (идея)
По словам академика Д. С. Лихачева, «летописец сравнил книги с реками: «Се бо суть рекы, напаяюще вселеную». Это сравнение летописца как нельзя более подходит к самой летописи. Величавое и логическое изложение летописью русской истории действительно может быть уподоблено торжественному и могущественному течению большой русской реки».
Целью летописца было не только изложить исторические факты и описать события, а также дать им интерпретацию в соответствии с «политикой князя», при этом стараясь сохранить объективность изложения. В «Повести...» отражается взгляд людей XII века на историю, на роль и место в ней человека, понимание добра и зла, греха и достоинства.
Д. С. Лихачев: «Это произведение, отразившее в себе и идеологию верхов феодального общества, и народные воззрения на русскую историю, народные о ней думы и народные чаяния, произведение эпическое и лирическое одновременно — своеобразное мужественное раздумье над историческими путями нашей родины».
Поэтика
Жанр «Повести временных лет» — летопись. Можно также отнести это произведение к жанру исторической хроники.
«Повесть...» написана на старославянском (или церковнославянском) языке, являвшимся в то время языком книжным, в отличие от разговорного древнерусского языка. Традиция создавать произведения на этом языке сохранялась в русской литературе до XVII века.
Летописи присущ особенный тон неторопливого повествования. Оценка летописцем описываемых событий сдержанна, он старается быть объективным и бесстрастным в своем повествовании. И тем не менее сам отбор событий, которые оказываются в центре внимания автора, более подробное описание некоторых эпизодов жизни исторических лиц по сравнению с беглым упоминанием других эпизодов позволяют говорить о том, что автор высказывает тем самым свою позицию, дает исподволь свою оценку событиям.
Можно сказать, что «Повесть...» содержит в себе как эпическое, так и лирическое начало.
Повествование ведется в соответствии с хронологией событий. В начале произведения звучит пересказ библейских сказаний о праведнике Ное и его сыновьях, именно от одного из них, Яфета, и ведут свое происхождение славяне, как утверждает летописец. Для него очень важно это утверждение древнего корня славян, обоснование места в мире славянских племен. Трудно говорить о строгой достоверности этих сказаний, но для автора это несомненно.
Далее следует описание многочисленных эпизодов до государственной жизни славянских племен: полян, древлян, кривичей, вятичей. Сведения летописец, очевидно, берет из более древних свидетельств о жизни славянских племен. Первой упомянутой датой в летописи является 852 год, когда начала называться Русская земля.
С призвания варягов на княжение и установления правления Рюрика в 862 году летописец описывает княжескую борьбу за власть и формирование русской государственности. С этого момента в летописи большое место отводится описанию русских князей (Олега, Святослава, Игоря, княгини Ольги и др.) и их деяний.
Некоторые эпизоды, которые описывает автор, имеют фольклорную основу, как считают исследователи. Например, такие эпизоды, как рассказ о смерти Олега от коня, рассказ о мести Ольги древлянам, рассказ о юноше и печенеге и др.
Другие эпизоды «Повести...» имеют документальную основу: упоминание политических договоров X века, описание похода Олега на Византию в 907 году, рассказ о поездке Ольги в Царьград в 955 году, описание спора о вере и др.
Одно из центральных мест произведения занимает рассказ о выборе князем Владимиром веры. По версии летописца, выбирая между мусульманской, иудейской и христианской (католической или православной) верой, Владимир выбрал христианство греческого образца, основываясь в том числе и на описании красоты богослужения. Так автор «Повести...» высказывает свое понимание святости и правильности выбранного Владимиром пути государства.
Для автора «Повести...» очень важны идеи единства русского государства, его укрепления, развития. Можно сказать, что это произведение проникнуто духом любви к родине. Д. С. Лихачев пишет: «Повесть временных лет» — произведение родное для всякого русского человека. Она повествует о начале Русской земли, о начале русского народа голосом далеких и вместе с тем близких нам русских людей XI — начала XII вв.».