Иоганн-Вольфганг Гете «Фауст»

Время и история создания

О докторе Иоганне Фаусте существовала старинная легенда. Этот человек — реальное историческое лицо. По преданию, он путешествовал по городам Германии в эпоху Реформации. О нем сохранились противоречивые сведения: некоторые считали его великим врачом и астрологом, другие — шарлатаном. Доктор Фауст занимался черной магией и творил удивительные чудеса. Гениальные способности Фауста легенда приписывает его сделке с дьяволом.

Этот человек не раз становился героем фантастических рассказов. В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышла анонимная народная книга о докторе Фаусте. Спустя некоторое время английский драматург Кристофер Марло создал свою трактовку этой истории — пьесу «Трагическая история доктора Фауста». Для него герой представлялся титаном эпохи Ренессанса, писатель подчеркивал в нем жажду неограниченных знаний.

Гете познакомился с пьесой Марло, увидев спектакль английской странствующей труппы, которая разыгрывалась на подмостках кукольного театра.

Сначала он задумал это произведение как сатиру на студенческую жизнь. По мере углубления в материал и размышлений над образами драмы замысел писателя менялся.

«Фауст» становится для Гете произведением всей жизни: он работал над трагедией около 60 лет. Работа происходила в несколько этапов.

I этап — время возникновения замысла, первых набросков. В 1773 году Гете начинает работу над «Фаустом». В 1773—1775 годах готов так называемый «Прафауст» — прописана основа сюжета первой части.

II этап относится к 1788—1790 годам, когда Гете живет в Италии. Он дополняет начатое произведение несколькими сценами и публикует его под названием «Фауст. Фрагмент».

III этап — Гете работает над первой частью в 1797—1808 годах и завершает ее. Она полностью выходит в печати.

IV этап — период 1825—1831 годов, работа писателя над второй частью «Фауста». При жизни Гете публиковались отдельные отрывки этой части. В окончательном варианте она увидела свет, согласно воле автора, только после его смерти.

Сюжет

Трагедия начинается со сцены, не имеющей отношения к основному сюжету. Происходит спор между директором театра и писателем о том, как надо писать пьесу. Директор утверждает, что зритель бестолков и не имеет собственного мнения, его не интересует искусство. Спектакль для зрителя — развлечение и повод щегольнуть своим нарядом на публике. Зрителя надо развлекать и удивлять, а создавать великое произведение не имеет смысла: публика не в состоянии его оценить.

Дальнейшее развитие сюжета и есть ответ поэта: он создает произведение как философское высказывание, затрагивая самые глубокие основы бытия человека, его отношения с Богом и мирозданием.

В прологе трагедии происходит еще один спор — между Богом и дьяволом о человеке, о его роли, о его способности к познанию. Так возникает имя доктора Фауста — человека, посвятившего всю свою жизнь знанию, но не нашедшего в этом удовлетворения и смысла.

Герой Гете Фауст, ученый преклонных лет, появляющийся вслед за этим прологом в произведении, смотрит на мир пессимистично, он разочарован в своем труде, в стремлении постичь Божий замысел. Он проклинает все существующее в мире. Его разочаровывают человеческие пороки: во всем он видит проявление лжи и самомнения. Он разуверился во всем: в ценности знания, помощи, сострадания, в семейных радостях, в любви. Доктор Фауст потерял надежду и смысл жизни, он готов покончить с собой.

Герою в облике черного пса является Мефистофель — олицетворение цинизма и ненависти. Он заключил пари с Господом о том, сможет ли Фауст спастись от него, и явился искушать мудреца. Мефистофель предлагает Фаусту сделку: он делает его молодым и дает возможность испытать все человеческие радости и соблазны, пока тот не найдет смысл и не произнесет магические слова: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». За эту возможность и надежду Фауст продает ему душу и подписывает договор. По условию соглашения, душа Фауста отходит Мефистофелю в тот момент, когда Фауст возвеличит какой-либо миг своей жизни.

Мефистофель дает Фаусту возможность испытать славу, богатство, многие другие радости и соблазны. Но самым главным искушением для Фауста становится любовь. Происходит встреча героя с чистой и невинной девушкой Маргаритой. Между ними возникает сильное чувство. Мефистофель помогает Фаусту сблизиться с Маргаритой. Сам же он относится к чувствам Фауста с крайним цинизмом, считая, что человеческая любовь сводится лишь к плотскому влечению.

По наущению Мефистофеля Фауст передает Маргарите снотворное, которое та должна подсыпать своей матери, чтобы влюбленные имели возможность видеться наедине. Мать девушки умирает от этого снадобья. Маргарита беременна, ей грозит позор. Брат Маргариты Валентин полон желания отомстить Фаусту за гибель матери и надругательство над сестрой. Он бросается в погоню за обидчиком. Фауст и Мефистофель убивают в драке Валентина и покидают город.

Фауст стремится забыть свою несчастную возлюбленную. Но однажды, присутствуя на шабаше в Вальпургиеву ночь, видит ее призрак. Маргарита является к нему в виде девушки с колодками на ногах и тонкой красной линией на шее. Фауст бросается на помощь Маргарите, которая находится в тюрьме за то, что убила ребенка, зачатого ею от Фауста. От перенесенных страданий девушка сходит с ума. Фауст, пробравшийся к ней в камеру с помощью Мефистофеля, не в силах убедить ее бежать с ним. Он оставляет сошедшую с ума девушку умирать в тюрьме. Грешную душу Маргариты принимает Господь.

Во второй части трагедии действие переносится в Античный мир. Фауст встречается с героями Троянской войны. Происходит столкновение двух мировоззрений: античного и средневекового. К концу трагедии Фауст по-прежнему разочарован, он проклинает Заботу, за что та его ослепляет.

В то же время Фауст понимает, что его опыт жизни, знания, пережитые страдания, его работа могут принести большую пользу людям. Подходит к завершению его контракт с Мефистофелем. По договору его душа должна попасть в ад. Пари, заключенное между Мефистофелем и Богом, о том, сможет ли Фауст спастись, также, казалось, проиграно. Но все же трагедия заканчивается тем, что ангелы забирают душу Фауста у Мефистофеля и уносят ее в рай.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения — характерный для века Просвещения: философская драма.

Острота конфликта произведения определяется не только столкновением человеческих характеров, а противостоянием жизненных позиций, ценностей, идей, принципов.

Герои, время и место действия драмы абстрактны, условны. В них нет конкретных исторических признаков. Герои драмы — Фауст, Мефистофель, Маргарита, Господь — это воплощенные идеи.

Сюжет драмы также строится по особым законам, поскольку это произведение не бытовая драма, а философская. Он не отражает взаимоотношения персонажей. Главное в этом произведении не события и поступки героев, являющие внешний ход событий, а движение гетевской мысли. С этим связаны и «внесю- жетные» сцены: пролог, в котором беседуют поэт и директор театра, пролог на небесах, шабаш во время Вальпургиевой ночи и другие сцены.

Так в прологе на небесах хор архангелов создает космический фон для происходящего на земле:

Звуча в гармонии Вселенной

И в ходе сфер гремя как гром,

Златое солнце неизменно

Идет предписанным путем.

Звучит мысль о величии и бесконечности Вселенной, о вечном движении, в котором находится все сущее, об извечной борьбе светлых и темных начал, вызывающих это движение.

В этом гимне мирозданию звучит вопрос о том, что же такое человек перед величием Творца? Спор о человеке, о смысле его существования и есть основное содержание драмы.

Гете с помощью своих героев дает разные ответы на вопрос о том, какова же роль человека в мироздании. Мефистофель отвечает на этот вопрос однозначно: человек беспомощен, жалок, ничтожен, даже такой мудрец, как Фауст. Для Мефистофеля человек — раб страстей. Он гордится своим разумом, но это пустое самомнение, ведущее человека в пропасть цинизма и гордыни. Разум, утверждает Мефистофель, служит человеку лишь для того, чтобы делать его «еще более животным, чем любое животное».

Другая точка зрения на место и роль человека принадлежит в драме Гете Господу. Он убежден, что Фауст, пройдя путем заблуждений и страданий, преодолеет их и найдет дорогу к истине:

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

В драме Гете Бог позволяет Мефистофелю искушать Фауста, то есть все, что происходит с героем, делается по воле Божьей. Он не вмешивается в эксперимент, который ставит над человеком циничный Мефистофель, поскольку знает, что человек благ по своей природе.

Для Господа земные муки и поиски способствуют совершенствованию человека, его движению к истине, его возвышению.

Главный герой трагедии Гете Фауст не игрушка в руках высших сил. Он наделен разумом, волей, глубокими чувствами. Он проходит в своей жизни серьезные испытания.

В начале драмы мы видим человека, утратившего веру не только в Бога, но и в науку, которой отдал жизнь.

В его речах звучит критика тезиса о всемогуществе науки и знания — Гете вступает в полемику с позитивистскими идеями эпохи Просвещения. Встреча Фауста с Духом Земли открывает Фаусту истину, что человек не всесилен, а ничтожно мал по сравнению с мирозданием. Эти разочарования и сомнения оказываются первым шагом Фауста на пути познания собственной сущности, глубин своей души. В развитии этой мысли и состоит сюжет трагедии.

В этом произведении силен фантастический элемент. Героями драмы, помимо людей, являются духи, ведьмы, мифологические существа, мистические сущности — Бог и дьявол.

Фантастичность дает возможность перемещаться героям по разным странам и эпохам. Фауст оказывается универсальным представителем человечества, все пространство мира и вся глубина истории перед ним открыты. Этот образ относят к «вечным образам» мировой литературы.

Безусловно, важную роль в драме «Фауст» играет Мефистофель. Это воплощение сомнения, отрицания, цинизма. Будучи спутником Фауста, он искушает его, стремится сбить его с намеченного пути, вселить в него сомнение. Он приводит Фауста в кухню ведьмы, опаивает волшебным зельем, увлекает его за собой в погребок Ауэрбаха, устраивает его встречи с Маргаритой, пытаясь тем самым нарушить цельность души Фауста, отвлечь его от поиска истины, заглушить в нем голос сердца.

Спор и внутренняя борьба Фауста и Мефистофеля создают главное напряжение драмы.

Философская драма Гете «Фауст» затрагивает важнейшие вопросы для человека любого времени. Сохраняя свое напряженное звучание, это произведение вступает в спор о роли и месте человека во вселенной с различными эпохами: с Античностью, Средневековьем, Возрождением, эпохой Просвещения, с нашим временем. И последняя точка в этом споре не поставлена.

Вечна борьба между добром и злом, которые живут в каждом человеке. Слова, сказанные Гете, всегда актуальны: «Не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром»:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!