Достоевский повесть «Белые ночи»

Время и история создания

«Белые ночи» были созданы писателем в сентябре — ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки». У повести есть подзаголовок: «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграф к произведению — фрагмент стихотворения «Цветок» И. С. Тургенева:

...Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?...

Достоевский посвятил произведение другу молодости — поэту А. Н. Плещееву. В то же время можно считать это произведение автобиографичным. Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели».

Сюжет

Роман «Белые ночи» состоит из пяти частей, четыре из них — описание ночей, а последняя глава — описание утра.

Главному герою произведения писатель не дает имени. Он — мечтатель. Молодой человек живет в Петербурге уже восемь лет, служит в каком-то департаменте. Он живет замкнуто и одиноко, он беден, но не несчастен.

Повествование ведется от первого лица. Рассказчик-герой любит город, «знаком» с его домами и жителями. Например, он знаком с одним старичком, с которым чуть ли не раскланивается при встрече, но вовремя останавливается и проходит мимо с участием. Мечтатель чувствует свою оторванность от других людей. В один из летних дней, когда «весь Петербург» выехал на дачи, он долго гуляет за городом. Возвращаясь поздно вечером, мечтатель видит молодую женщину, плачущую у перил канала. Он тронут ее слезами и не может пройти мимо. Случай помогает ему познакомиться и разговориться с незнакомкой. Девушка благодарна деликатному молодому человеку, который уберег ее от приставаний подгулявшего мужчины. Она пообещала встретиться с ним следующей ночью и рассказать свою историю. Она берет с мечтателя слово ни в коем случае не влюбляться в нее. Романтическая встреча так поразила главного героя, что на следующий день он пришел на место встречи на два часа раньше.

Молодые люди знакомятся друг с другом. Герой, представившийся как мечтатель-чудак, дает себе довольно жесткую характеристику, из которой видно, что он осознает ущербность и странность своей жизни: «Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода... И уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка...» Мечты придают смысл его существованию: «Богиня фантазия ... уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой причудливой жизни...» Заканчивает мечтатель свою «историю» тем, что говорит, что такая жизнь — грех.

«История» девушки значительно проще, чем история молодого человека. Она живет со слепой бабушкой. Поселившийся однажды у них жилец пожалел бедную девушку, лишенную общения и «пришпиленную» к бабушке. Он дает Настеньке читать книги, водит ее и бабушку в театр. Настенька влюбляется в жильца и просит его забрать ее с собой. Постоялец, который собирается съезжать, тронут чувствами девушки. Он обещает приехать за ней через год, когда поправятся его обстоятельства. Именно его, своего возлюбленного, Настенька и ждет белыми ночами.

Этот рассказ трогает мечтателя. Молодой человек утешает Настеньку и соглашается передать письмо людям, которые доставят его возлюбленному девушки. Он готов ради Настеньки на все. И чувствует, что влюбился в нее. Во время третьей встречи ему на мгновение даже показалось, что девушка тоже любит его. Мечтатель одергивает себя, осознавая, что «ее забота, ее любовь... была не что иное, как радость о скором свидании с другим».

Она любила мечтателя как друга, как брата, и он согласен был принять от нее и эти чувства. Молодой человек в силу своей душевной чистоты даже мысли не допускал о том, чтобы как-то отвоевать девушку у счастливого соперника.

В какой-то момент, измученная ожиданием и боязнью разочарования, Настенька восклицает: «Почему он — не вы?!» Этим она неосознанно ранит мечтателя. Но он — человек благородный и не показывает ей своих переживаний. Как ни успокаивает мечтатель девушку, она становилась все печальнее и печальнее.

Она надеется, что мечтатель принесет ей письмо от ее возлюбленного, когда же ожидания не подтвердились, девушка залилась слезами.

Мечтатель признается ей в любви. Несчастная девушка просит его подождать, пока ее сердце освободится от старой любви. Мечтатель готов ждать, сколько понадобится. Они, пытаясь освободиться от тяжелых переживаний, начинают строить общие планы на будущее.

Вдруг им навстречу движется мужчина, который пристально смотрит на девушку, окликает ее. Настенька узнает в нем своего возлюбленного и кидается к нему. Мечтатель остается один.

Утром он получает письмо, в котором девушка благодарит его за поддержку и говорит, что выходит замуж за своего избранника. Мечтатель оказывается опять в своем одиноком убогом мире. Для него заканчивается жизнь, исчезают все надежды. Герой вдруг видит свое будущее, когда он, постаревший лет на пятнадцать, находится все в той же комнате с теми же полинявшими стенами и полами, с той же паутиной на потолке.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения — сентиментальный роман. Жанровый подзаголовок — «Из воспоминаний мечтателя». Композиционно состоит из четырех новелл, рассказывающих о четырех романтических ночах из жизни главного героя. Эти лучшие ночи в жизни мечтателя заканчиваются с наступлением хмурого дождливого утра.

У произведения четко выстроенная композиция со всеми элементами эпического повествования.

Завязка действия — блуждание главного героя по Петербургу, затем знакомство с Настенькой.

Кульминация романа — встреча главной героини со своим любимым.

Развязка — получение главным героем утреннего письма от Настеньки.

И все же главным в произведении является его лирическая составляющая: описание мира чувств главного героя — мечтателя. Это человек, живущий двойной жизнью. О его «реальной жизни»: службе, происхождении, благосостоянии — мы так ничего и не узнаем. Это неважно для него, поэтому он говорит только о своих мечтах. Настоящая его жизнь — в книгах, мечтах, путешествиях. Отсутствие друзей, женской любви делают этого человека странным, не приспособленным к «нормальной» жизни.

Ему противопоставлена героиня — Настенька. Будучи простодушной и искренней, она в то же время живет в жизни «реальной». Ее чувства, в отличие от мечтаний главного героя, живые, возникшие из реальной ситуации. Она преданно любит своего избранника, но неосознанно увлекает своей прелестью мечтателя. В этом нет игры — она до конца не осознает опасность этой ситуации и даже берет с героя слово «не влюбляться в нее».

Достоевский в этом произведении проводит психологический анализ человеческих отношений.

Стиль романа приподнятый, возвышенный — это речь героя-мечтателя.

Почти каждая глава начинается с пейзажа, благодаря которому можно предугадать настроение героя к концу главы.

В «Белых ночах» впервые возникает тема Петербурга, который станет действующим лицом многих романов писателя. В этом произведении создается образ «призрачного» Петербурга, также участника событий повести. Городской пейзаж, описания каналов овеяны поэтической атмосферой.

Сама тема «мечтательства» будет иметь свое продолжение в творчестве Достоевского. Чертами мечтателей наделены многие главные герои романов и повестей Достоевского. В более поздних произведениях писатель анализирует

причины «мечтательности». Автор рассматривал ее как следствие «разрыва с народом огромного большинства образованного сословия».

В этой повести конфликт героя с миром выражается в столкновении мечты и реальности.