Время написания
Стихотворение «Невыразимое» В. А. Жуковский создает в 1819 году, напечатано оно было в 1827 году.
Тема
Это стихотворение — философское размышление поэта-романтика о совершенстве окружающего мира и ограниченных возможностях искусства — человеческого языка — для передачи красоты. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский утверждает: предметом поэзии является не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний человека.
Главная мысль (идея)
Прекрасное быстротечно, но оно не умирает бесследно, а продолжает жить в душе человека, в памяти, в сердце. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Поэт считает, что постичь «идеальную» суть вещей, красоту и гармонию Творения, замысел Творца земным зрением невозможно. Для этого постижения нужно обладать особым восприятием мира, творческим прозрением — «видеть сердцем».
Поэтика
Жанр произведения — отрывок. Жуковский придумывает новый жанр: это стихотворение не является отрывком какого-либо текста — это «отрывок, фрагмент» жизни, в которой нет ни начала, ни конца. Автор как бы застает и пытается запечатлеть миг жизни, которая и дальше будет длиться, уходя в бесконечность. Создавая это произведение, поэт не подчиняется никаким жанровым и стилистическим канонам, передавая поток своих мыслей и чувств.
Стихотворение написано вольным ямбом, с точки зрения строфики оно неупорядоченно.
Стихотворение открывается риторическим вопросом: «Что наш язык земной перед дивною природой?»
Затем этот вопрос раскрывается полнее, уточняется и возникает картина гармонического мира, который окружает человека:
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Поэт высказывает мысль об ограниченных возможностях художника «прекрасное в полете удержать»:
Едва, едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
И снова звучат риторические вопросы, которые задают тон стихотворению, создают напряжение поиска ответов на них:
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?
Ответом на эти вопросы оказываются рассуждения поэта: душа художника — единственное хранилище непосредственных впечатлений и живых чувств: «Святые таинства, лишь сердце знает вас». В то же время мастерство, дар, данные художнику, могут лишь обозначить явления («что видимо очам»), но не могут передать его глубинной сути («Сей внемлемый одной душой обворожающего глас»).
Несоответствие действительности, видимой глазами, божественному идеалу ощущается как разлад в душе художника. Лирический герой стихотворения чувствует собственное бессилие, невозможность выразить в произведении свои чувства, впечатления, ассоциации, воспоминания, порожденные прекрасной картиной. Лексика произведения романтическая, приподнятая, с включением архаических слов форм.
Для создания образа недостижимого романтического идеала в стихотворении поэт использует разнообразные средства художественной выразительности:
— эпитеты («небрежною и легкою свободой», «дрожанье вод блестящих», «в пожаре пышного заката», «святая молодость»);
— метафоры («Она рассыпала повсюду красоту», «Легко их ловит мысль крылата»);
— олицетворения («И обессиленно безмолвствует искусство!»);
— инверсии («Вечернего земли преображенья»);
— неточные анафоры («Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов...»);
— риторические вопросы («Невыразимое подвластно ли выраженью?»).
В стихотворении присутствует аллитерация («легко их ловит мысль крылата»).
Развитие сюжета в произведении движет антитеза. В последней части стихотворения контраст усиливается: видимая очами и улавливаемая мыслью картина («дрожанье вод блестящих», «пламень облаков по небу тихому летящих», «картины берегов в пожаре пышного заката») обретает свои словесные очертания: «И есть слова для их блестящей красоты». Однако таких слов не существует для того, чтобы передать «жизнь сердца», выразить всю непостижимость душевных движений человека.
Стихотворение заканчивается словами: «И лишь молчанье внятно говорит...», что подтверждает идею «невыразимости» жизни души человека.