Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»

 

Время и история написания

Входит в цикл «Петербургские повести». Первая публикация состоялась в 1842 году.

Сюжет

Прежде чем рассказать историю пошива новой шинели главным героем, Гоголь дает экспозицию: рассказывает о внешности героя, о его рождении: о том, как «произошел» Акакий Акакиевич, о том, как подобрали для него такое «выисканное имя».

Далее описывается служба Акакия Акакиевича в департаменте и устройство его «космоса» — повседневной жизни: молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему пакости, осыпают бумажками, толкают под руку, но Акакий Акакиевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью. А придя из присутствия к себе в каморку, наскоро отобедав скудною пищей, он обращается к пище «духовной»: вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесенные на дом. Иногда он делает это ради собственного удовольствия — нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа. Других радостей в его жизни нет. «Написавшись всласть, он ложился спать», с улыбкою предвкушая завтрашнее переписывание.

Но эта убогая, но в чем-то вполне гармоничная жизнь человека «в своей должности» нарушается. Акакий Акакиевич обнаруживает, изучив свою шинель, что на плечах и спине она совершенно продырявилась. Он идет к портному Петровичу. Гоголь довольно подробно описывает Петровича, его жену, его характер и образ жизни. Петрович осматривает «капот» и с драматическим эффектом огорошивает Акакия Акакиевича заявлением о том, что поправить ничего нельзя, а придется делать новую шинель. Петрович называет космическую цифру, желая потрясти бедного Башмачкина еще больше. Потрясенный названною ценой, Акакий Акакиевич пытается сопротивляться, подходит еще раз в другой день к похмельному Петровичу, надеясь на то, что приговор смягчится, но напрасно. Петрович стоит на своем. Осознав, что без новой шинели все-таки не обойтись, Акакий Акакиевич начинает свое героическое восхождение к пошиву новой шинели. Он рассчитывает все до копейки. К уже накопленным жалким сбережениям он собирается прибавить результаты своей новой экономии: он решается не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подметок, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате.

Жизнь Акакия Акакиевича преображается: мечта о шинели озаряет доселе невиданным светом его существование. Шинель, мечта о ней, сопутствует ему, как приятная подруга жизни. Очень кстати оказывается ожидаемое награждение к празднику: большим против расчета на двадцать рублей. Мечта Акакия Акакиевича начинает приобретать реальные черты, и однажды они с Петровичем отправляются покупать сукно для новой шинели в лавке. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петровича — все оказывается выше всяких похвал.

Наступает счастливейший день, когда Акакий Акакиевич отправляется в департамент в новой шинели. Сослуживцы хвалят шинель и требуют от Акакия Акакиевича по такому случаю задать вечер. Акакий Акакиевич смущен и растроган. Очень кстати оказывается вмешательство некоего чиновника-именинника, позвавшего всех на чай.

Этот день был самым счастливым в жизни героя: после Акакий Акакиевич направляется к чиновнику в дальнюю часть города — праздновать свое счастье. Все хвалят его шинель, но вист, ужин, шампанское оказываются интереснее. Акакий Акакиевич проживает совершенно особенный вечер, чувствует необычное веселье, затем потихоньку уходит домой. Он даже устремляется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения»), не совсем понимая этого своего порыва. Но пустынные улицы вдруг внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его останавливают ка- кие-то люди и снимают с него шинель. Так ужасно заканчивается этот день.

Акакий Акакиевич ищет справедливости, но не находит помощи у частного пристава. Ему дают совет отправиться к одному значительному лицу, которое может поспособствовать поиску шинели. Гоголь дает характеристику этому персонажу, именованному значительным лицом. Он стал значительным лишь недавно, а потому озабочен, как бы придать себе большей значительности: «Строгость, строгость и — строгость, — говаривал он обыкновенно». Он жестоко распекает Акакия Акакиевича, который, по его мнению, обратился к нему не по форме, рисуясь перед своим приятелем, показывая силу настоящего распекания. Акакий Акакиевич от пережитого ужаса сваливается с сильною горячкой и вскоре умирает. Далее следует лирическое отступление Гоголя о том, как мир остался без Акакия Акакиевича, для которого тоже было какое-то предназначение, как и для великих мира сего.

Вскоре по ночам возле Калинкина моста начинает появляться мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Так мстит за свою обиду призрак Акакия Акакиевича. Предпринимаемые полицией усилия поймать призрак «живым или мертвым» оказываются бесплодны.

В то время одно значительное лицо отправляется на приятельскую вечеринку, откуда едет к знакомой даме Каролине Ивановне и подвергается нападению страшного призрака, в котором в ужасе он узнает Акакия Акакиевича, который со словами: «А шинель-то моя!» торжествующе стаскивает с него шинель. Перепуганное значительное лицо чуть не умерло от страха. Он возвращается домой и впредь уже не распекает со строгостью своих подчиненных. Появление же чиновника-мертвеца с тех пор прекращается.

Герои

Башмачкин Акакий Акакиевич — главный герой повести. Писатель дает своему герою такое «несколько выисканное имя» не случайно: в переводе с греческого имя Акакий обозначает «беззлобный». Так что герой Гоголя оказывается беззлобным дважды. Конечно, определив такое имя своему герою, Гоголь рассчитывал и на восприятие его русским читателем — комическое, издевательское.

Гоголь характеризует Башмачкина как человека бедного, заурядного, незаметного. Автор так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой живет в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства. Акакий Акакиевич не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Когда ему предлагают задания, требующие проявления сообразительности, он нервничает и просит: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Мечта сшить шинель на вате становится для него главным событием жизни, подобием великой задачи. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича.

Гоголь описывает муки и «подвиги» героя, ведущие его к заветной дели: он экономит, по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай, по улицам ходит очень осторожно, «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, редко отдает прачке белье. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», — пишет Гоголь. Гоголь почти издевательски сообщает, что его герой думает о новой шинели, как о жене. День и вечер, когда Акакий Акакиевич становится «как все», «вливается» в круг других людей, став обладателем новой шинели, описывается Гоголем как самый высокий момент жизни его героя, как осуществленная мечта. Но, по иронии судьбы и по замыслу автора, этот счастливый мир — не для Акакия Акакиевича. У таких, как он, не должно быть «новой шинели», ее отбирают у Акакия Акакиевича. Счастье его длилось только один день. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее».

Герой вступает в неравную борьбу за свое маленькое счастье с бездушной машиной. И жестокий мир окончательно раздавливает гоголевского героя. Гоголь так говорит об исчезновении своего героя: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».

Автор, безусловно, сочувствует судьбе Акакия Акакиевича, «маленькому человеку», как впоследствии был назван этот персонаж.

И в то же время, делая своего героя таким ничтожным червячком, столкнувшимся с жестокостью города, бюрократического мира, людей, судьбы, Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что «человек — не материальная скотина, а высокий гражданин небесного гражданства».

Особенности композиции и идейного содержания

Б. Эйхенбаум писал:

«Сюжет у Гоголя всегда бедный, скорее — нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы толчком или поводом для разработки комических приемов».

При этом в композиции «Шинели» нет случайных событий и эпизодов, и содержание повести не ограничивается только историей приобретения и утраты шинели и последовавшей за этим смерти чиновника.

Шинель является для Акакия Акакиевича не только и не столько материальной вещью, сколько целью и смыслом его существования, утратив которую он утрачивает и саму жизнь.

Герой повести Акакий Акакиевич представлен как нечто неизменное в своей основе. Уже при своем крещении он «сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник», и он пребывает без каких- либо перемен в своем уютном мирке механического переписывания бумаг, пока неизбежная необходимость защитить себя от холода не побуждает его вступить в более тесные отношения с внешним миром.

Внешний же мир унижает героя всеми способами, облепляя его «со всех четырех сторон» всяким вещественным «вздором»: здесь и «сенца кусочек» на его вицмундире «какого-то рыжевато-мучного цвета», и всякая дрянь из окна, под которое он всегда поспевает. Но вот является в его жизнь особая, «идеальная вещь», отделяющая от всего остального, угнетающего его вещного мира, — шинель. Шинель — это «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость», представительница молчаливого внутреннего мира Акакия Акакиевича: «...И подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу».

Смех Гоголя в этой повести приобретает черты гротеска: он смешивает и сталкивает низкое с высоким. Жалкий Акакий Акакиевич в какой-то момент повествования уподобляется романтическому герою, отдавшему всю жизнь, все помыслы служению «идеалу» — пошиву новой шинели!

Акакий Акакиевич и погибает так, как романтический идеальный герой, «рыцарь бедный», потерявший свою возлюбленную или свою мечту. Утрата шинели равносильна утрате всей жизни. У Гоголя повесть построена так, что незаметная жизнь Башмачкина оказывается лицом к лицу со всем окружающим миром и даже всемирной историей. В надгробном авторском слове Акакию Акакиевичу совмещаются разные измерения и масштабы — самый мелкий и самый крупный: он даже не обратил на себя внимания естествоиспытателя, рассмотревшего в микроскоп и обыкновенную муху, — но на него обрушилось также нетерпимо несчастие, «как обрушивалось на царей и повелителей мира...»

Но рассказ про Акакия Акакиевича не оканчивается со смертию его, «и бедная история наша неожиданно принимает фантастическое окончание».

В фантасмагорическом финале «Шинели» соединены две сюжетные линии: Акакия Акакиевича и «значительного лица». Это придает повести необходимую композиционную завершенность.

Если внимательно всмотреться в повествование, мы заметим, что описание этого страшного для «значительного лица» дня его встречи с призраком в деталях совпадает с описанием единственного счастливого дня Акакия Акакиевича.

Несчастье, постигшее Акакия Акакиевича, постигает и генерала, тем самым уравнивая их, две крошечные фигурки, равные перед лицом Всевышнего. Этой мысли, в частности, служит явная перекличка сцен пропажи шинели у Акакия Акакиевича и у «значительного лица».

В этом проявляется тонкий стилистический прием Гоголя, передающий призрачность появления за спиной «значительного лица» Башмачкина. В этой сцене Акакий Акакиевич — плод больной совести генерала и осознанной вины перед несчастным чиновником, которому он не помог.

Повесть «Шинель» оказала огромное воздействие на русскую литературу. Ее влияние определило гуманизм русской литературы.