Время создания
Стихотворение написано в 1840 году, во время второй кавказской ссылки, относится к позднему периоду творчества поэта.
Тема
Страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником.
Главная мысль (идея)
Стихотворение содержит ряд противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание. Но поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство.
Поэтика
Жанр — элегия. Стихотворный метр — четырехстопный дактиль, система рифмовки — перекрестная, дактилические рифмы.
Основной прием стихотворения — аллегория. Автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он соотносит свою судьбу с движением туч. Возникает образ странника, одиноко бредущего по дорогам жизни.
В стихотворении сливаются две важнейшие лермонтовские темы: свободы и одиночества. В первой строфе образы туч и лирического героя сопоставлены, а во второй строфе они резко противопоставляются: тучам чужды страсти и страдания, они — «вечно холодные, вечно свободные». Этот контраст подчеркивает трагическую несвободу, изгнанничество лирического героя.
В риторических вопросах, которые герой задает тучам:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
слышны те причины горечи и разочарования, которые заставляют самого героя покинуть родину и умчаться в чужие края.
Тучки так же, как и герой, мчатся «с милого севера», но ими не руководит жестокий рок, в них нет души, они не способны испытывать боль. Причина их «бега» иная:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Поэт использует также выразительные эпитеты, синтаксические повторы, инверсии (...Тучки небесные, вечные странники/ / Степью лазурною, цепью жемчужною...) Это придает стихотворению лиризм и напевность.