Художественный образ

Все виды искусства отражают представления создающего их — художника, музыканта, поэта — о мире.

У каждого вида искусства свои средства для создания этой отраженной картины. В живописи это линия, цвет, форма. В музыке — звук, тон, ритм. В танце — жест, пластика, мимика, поза. В литературе — слово. Но есть понятие, объединяющее все виды искусства, — художественный образ.

По словам Л. И. Тимофеева, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение».

Образ появляется в результате осмысления художником жизни. Это не копирование жизненных явлений, процессов или личностей, а их суть, тайный смысл, выраженный в форме, присущей тому или иному виду искусства.

В единичном, частном, преходящем образ раскрывает вечное. Он говорит с читателем, слушателем, зрителем на языке метафор, символов, абстракций.

Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Узник» изображается не просто орел, «грустный товарищ» пленника, сидящий на цепи за окном, а птица — символ свободы, вольной жизни. Этот образ выражает идею стихотворения о преодолении неволи, о стремлении человека к свободе.

С помощью своей фантазии автор преобразует действительность, а не только копирует ее, стремится передать самое важное и существенное в изображаемом мире.

Художественный образ, по мысли немецкого философа Г. Гегеля, — результат «очищения» явления от всего случайного, затемняющего сущность, результат его «идеализации».

Можно выделить несколько черт понятия «художественный образ»:

  1. В образе заключено обобщение или типизация явления. Художественные образы — яркие воплощения общего, существенного в индивидуальном. Так, собственные имена литературных героев становятся нарицательными. Например, Митрофанушка из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» или Плюшкин из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
  2. Художественный образ экспрессивен, он выражает идейно-эмоциональное отношение автора к изображаемому предмету.
  3. Художественный образ самодостаточен. Он является основной формой выражения содержания в искусстве. Самодостаточность художественного образа объясняет возможность различных его пониманий. Образ многозначен, в нем заложена возможность различных его интерпретаций. Так, произведения, признанные классикой литературы, в различные эпохи имеют различное прочтение и толкование. Например, трагедия У. Шекспира «Гамлет» или роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы. Способы изображения меняются вместе с изменением самого понятия красоты и истины в искусстве.

Художественный образ эпохи античности отличается от образов, создаваемых в эпоху Возрождения или Просвещения.

Каждое последующее художественное направление формирует свою эстетику и свое понимание художественного образа (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и т. д.).

В то же время словесное искусство за века своего существования выработало следующие средства создания образов, характерные для литературы всех времен:

1. Речевая характеристика героя:

  • диалог — разговор двух или более лиц;
  • монолог — речь одного человека;
  • внутренний монолог — высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

2. Авторская характеристика — оценочное отношение автора к рассказываемому.

3. Подтекст — невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

4. Портрет — изображение внешности героя как средство его характеристики.

5. Деталь — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

6. Символ — образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

7. Интерьер — внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.