Время написания
Стихотворение написано в 1828 году. После возвращения из михайловской ссылки Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».
Тема
В «Анчаре» поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное «зло», ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.
Главная мысль (идея)
Идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.
Поэтика
Жанр стихотворения — баллада. Стихотворный метр — четырех- и пятистопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
В основу сюжета этого произведения положены полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева. По рассказам, оно отравляет воздух вокруг себя, а сок его смертелен. По легенде, вожди местных племен посылают приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую потом употребляли для отравления стрел.
Пушкин создает яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
Природа породила смертоносное древо в «день гнева». Описывая пустыню и зной, раскаленную почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихрь черный», листья его «дремучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.
В самом зловещем образе подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Употребление оксюморона «мертвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой — расцветом жизни. Когда «зелень мертвая», чудовищно нарушаются законы природы.
Этот образ — ключ к дальнейшим событиям: все, что делает князь («человека человек» посылает к древу смерти, равнодушно взирает на смерть раба, рассылает гибель соседям с отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противоречит «правилам» природы.
В сопоставлении с древом яда человек, облеченный властью, представляется еще чудовищнее.
Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота — условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина — не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».
Пушкин характеризует одинаковыми словами раба и стрелы: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.
Пушкин использует в этом стихотворении архаичную лексику (в путь потек, древо смерти, тигр нейдет, вихорь и т. д.), выразительные эпитеты и сравнения (чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола и т. д.). Это придает стихотворению «легендарное», торжественное звучание.
Стихотворение «На холмах Грузии...» Пушкин написал в 1829 году во время путешествия в Арзрум, когда был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить ее, восхищаться ею, посвящать ей стихи.
Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя.
Это стихотворение о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все другие