Лермонтов «Смерть поэта»

Время создания

Основная часть «Смерти поэта» была написана 28 января 1837 года. Пушкин умер 29 января, но слухи о его гибели распространялись в Петербурге накануне. 7 февраля были написаны заключительные строки, которые начинаются словами «А вы, надменные потомки...». Эти строки Лермонтов адресовал людям, которые оправдывали поведение Дантеса и Геккерна. За дни, отделяющие первую часть стихотворения от заключительных строк, произошло много событий. Лермонтов сумел полнее оценить масштаб национальной трагедии и обоснованно обвинить высшую знать в гибели поэта.

Тема

Основные темы стихотворения: конфликт поэта и толпы; божественный дар поэта и его обреченность на гибель.

Главная мысль (идея)

Хотя речь в стихотворении идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра и света со злом и жестокостью. Судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречен на одиночество, которое не может вынести. Чуждый для поэта мир — причина его гибели.

Поэтика

Жанр — лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк). Стихотворение написано четырехстопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (четырех-, пяти-, шестистопным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.

В стихотворении выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть — описание чувств, вызванных гибелью поэта. Его убийство — неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету». В первой строфе этой части изображен романтический образ Поэта.

Очень важен такой образ: «невольник чести». Это цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник». В нем отражены биографические подробности смерти Пушкина. И в то же время речь идет не столько о светской чести, сколько о чести поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару. Таково понимание чести Лермонтовым.

Еще одно ключевое слово второй строфы — «убийца». Он не противник, не неприятель, не дуэлянт. У убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы».

Следующая часть стихотворения — именно элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. Например, «сраженный, как и он, безжалостной рукой» — аналогия с Ленским.

Вторая часть построена на антитезах, противопоставляющих «светскую чернь» поэту. В ней слышна скорбь автора о преждевременной смерти поэта:

Убит!., к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Конец пятой строфы перекликается с первой: «жажда мести» — «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» — «коварный шепот насмешливых невежд», «угас светоч» — «приют певца угрюм...».

Финальная часть стихотворения — гневная и обличительная речь, обращенная к «светской черни». Лирический герой прямо выражает свое отношение с помощью перифраз: «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов», «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!», «наперсники разврата».

Пафос стихотворения выражают такие приемы: восклицания («Погиб Поэт!», «Убит!»), повторы (значение «убит» повторяется в целом ряде слов: «пал», «угас, как светоч», «увял», «взят могилой», «сраженный», «умер», «замолкли звуки чудных песен»), переносы («он мучений / Последних вынести не мог», «Его убийца хладнокровно / Навел удар...»), паузы, повторы-подхваты («Один, как прежде... и убит! Убит!...», «Что ж? Веселитесь...»), эпитеты («гордой головой», «свободный, смелый дар», «пустое сердце», «миг кровавый», «ревности глухой» и т. д.); метафоры («пустых похвал хор», «жалкий лепет оправданья», «злобно гнали дар», «На ловлю счастья и чинов заброшен», «И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него» и т. д.). Кроме того, есть здесь сравнение («как светоч»).