Время написания
Стихотворение написано в 1828 году, доработано в начале 1850-х годов.
Тема
В стихотворении передано дыхание «настоящего, счастливого» майского дня. Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, который любуется игрой молодого грома, говорящем о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон.
Главная мысль (идея)
Природа — часть космоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр,
управляемый невидимым дирижером. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир.
Поэтика
Жанр стихотворения — пейзажная зарисовка, элегия. Стихотворение написано пяти- и четырехстопным ямбом, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм, за счет которого достигается легкость стихотворения.
Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», «гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.
Стихотворение передает ощущение грозы не только зримыми, но и звучащими образами. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, множество сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным.
Употребление мифологических образов (Геба — богиня вечной юности, разносившая богам нектар, Зевесов орел — символ верховного бога) как бы приподнимает звучание, придает стихотворению праздничную торжественность.
В стихотворении много ярких метафор, олицетворений, эпитетов («повисли перлы дождевые», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность.
Множество глаголов подчеркивают энергию движения, развитие жизни, величие и значимость происходящего в природе. По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») — это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признается в своих чувствах: «Люблю...»