Тургенев. Повесть «Ася»

 

Время и история создания

В начале 1857 года писатель приезжает в Зинциг на Рейне лечиться от невралгии. Во время этой поездки зародился замысел повести «Ася». Над повестью писатель работал в июле 1857 года сначала в Баден-Бадене, потом в Париже.

В рассказе «Ася» есть некоторые автобиографические черты: история жизни главной героини Аси чем-то напоминает судьбу единственной дочери Тургенева.

В биографии Тургенева был один драматический эпизод: летом 1841 года в Спасском-Лутовинове молодому Тургеневу приглянулась простая девушка-работница, служившая по вольному найму у матери Тургенева. Случился роман между молодым барином и девушкой низкого звания. Мать Тургенева, узнав об этом, была в гневе: несчастную швею рассчитали, выслали в Москву. Тургенев не осмелился перечить матери, которая пригрозила ему лишением наследства и благословения. Дочь Тургенева и простой девушки, Пелагею, Варвара Петровна отобрала у матери и отдала на воспитание в семью крепостного. Сам Тургенев узнал о существовании дочери случайно. Приехав в имение в 1850 году, он был потрясен сиротской судьбой девочки. Он сам взялся за обучение и воспитание дочери. Полина (так ее теперь звали) обучалась в пансионе в Париже, затем жила там вместе с отцом до своего замужества. О семье дочери Тургенев заботился до самой своей смерти.

Под заголовком «Ася. Рассказ Н. Н.» повесть, имевшая отчасти такую предысторию, была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год.

Сюжет

Повествование ведется от лица русского дворянина Н. Н. Он рассказывает о пережитой им в молодости любовной истории.

Когда-то, желая как-то разнообразить свою жизнь, ища новых впечатлений, он отправился в Германию. Там герой познакомился с братом и сестрой Гагиными, тоже путешествовавшими по Европе. Н. Н. подружился с новыми знакомыми. Брат привлек его интеллигентностью и душевной мягкостью, сестра же, Ася, — необычным поведением, характеризовавшимся резкими сменами настроения, свободой от принятых в дворянском обществе условностей, непредсказуемостью и непосредственностью душевных проявлений.

Н. Н. заинтересовался девушкой, необычностью ее характера. И брат ее, Гагин, рассказал Н. Н. Асину тайну: она его сводная сестра по отцу, прижившему ее с горничной. Ася — не совсем дворянского происхождения, да еще и незаконнорожденная. До девятилетнего возраста Ася жила с матерью, а затем на правах дочери барина была отобрана у матери и взята в отцовский дом. Это наложило глубокий отпечаток на ее психику. В дальнейшем девушка получает хорошее образование и воспитание, но так и может вписаться в дворянское общество.

Н. Н. чувствует, что влюбляется в Асю, а обстоятельства ее жизни, открывшиеся ему, делают ее образ еще более привлекательным. И Ася открывается в своих чувствах брату: она тоже от всего сердца полюбила Н. Н. Но счастью двух молодых людей не суждено сбыться: обеспокоенный душевным состоянием сестры, Гагин прямо спрашивает приятеля, разделяет ли тот ее чувства и готов ли в случае положительного ответа на ней жениться. Оказывается, что Н. Н. не готов к переменам в жизни, он колеблется, медлит, обещает в ближайшее время принять решение. Вечером того же дня он идет на тайное свидание с Асей, во время которого, однако, так и не решается признаться ей в своей любви. Малодушие героя делает несчастной Асю.

На следующее утро Гагины, не простившись, спешно выехали из города. Н. Н. осознает свою ошибку, пытается разыскать их, но тщетно. Далее он понимает, что утратил возможность большого чувства и счастья, обидел Асю, предал ее любовь. Об этом он сожалеет всю оставшуюся жизнь.

Поэтика, герои, композиция, идея

По жанру повесть «Ася» можно отнести к любовным новеллам. Сюжет «Аси» прост: некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в нее, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Причиной несостоявшегося счастья молодых людей являются колебания, сомнения, малодушие, отсутствие цельности главных героев. Таким образом, предметом интереса и исследования для писателя становятся именно характеры героев.

С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» — Гагина и Н. Н. — характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

Писатель дает Гагину такую характеристику: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая...»

Гагин ищет применение своим силам и талантам: он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них «много жизни и правды»). Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой славянской распущенностью». Но, возможно, причина в другом: в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами. Эти черты свойственны и Гагину, и главному герою.

Героиня повести Ася противопоставлена героям-мужчинам: она наделена богатым душевным миром, тонким чувством прекрасного в природе, искусстве. В ней нет ничего, что было бы так же, как в мужчинах, не доведено до конца, «вполовину». Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется ее судьбой. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение внебрачной барской дочери. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

В герое-рассказчике Н. Н. есть много общего с Гагиным. Его любовь к Асе похожа на незаконченные этюды Гагина: в них слишком много колебаний, сомнений, страха ответственности. В его чувствах нет цельности и определенности. Любые сомнения могут уничтожить его чувства: вначале Н. Н., очарованный Асей, мучится подозрением, что она не сестра Гагину. Когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». В этих его переживаниях — сплошные крайности. На прямой вопрос Асиного брата: «Но... ведь вы не женитесь на ней?» — он не может ответить, находясь в замешательстве.

Герой малодушничает, его пугает «неизбежность... решения». Но самое ужасное, что он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь. Осознав свою потерю, впоследствии он горько пожалеет о своем отказе взять на себя ответственность.

Сцена свидания Н. Н. с Асей — кульминационный момент в повествовании.

Н. Н. не может сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка: в решающий момент жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие.

Содержание «Аси» — не только психологическое исследование определенного социального явления. В повести также звучит «вечный вопрос»: проблема истинных и ложных ценностей.