Время написания
Стихотворение написано в 1835 году.
Тема
Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как и природа. В этом стихотворении поэт разрешает вопрос о соотношении природы и человека.
Главная мысль (идея)
Человек выделен из природы благодаря тому, что он наделен разумом. В стихотворении Тютчева человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предопределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы:
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!...
Поэтика
Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — четырехстопный ямб, система рифмовки — параллельная, рифмы мужские.
Поэт рисует полет коршуна, который устремился к небу. Звучание первой строфы стихотворения плавно, свободно, размеренно. Поэт стремится передать величие и гармонию картины. Речь как бы замедляется, течет плавно, широко. Коршун воспринимается как органическая часть природы.
Архаическая форма слова «дале» придает тексту приподнятость, торжественность.
Согласно образной системе Тютчева, первая строфа дает общий план. Пространство расширяется вместе с полетом коршуна. В этом изображении присутствует завершенность: коршун ушел.
Во второй строфе уже нет изображения реального мира. Ее содержание связано с размышлениями лирического героя, который сопоставляет человека и мощную птицу. Этот принцип параллелизма — излюбленный прием Тютчева.
Общий план сменяется крупным планом: мы видим два мощных крыла коршуна, но его самого уже нет — он уже ушел за небосклон. Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире. Мощь и величие птицы подчеркивается и синтаксическим удвоением: «два мощных, два живых крыла».
В следующих строчках звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишен крыльев, лишен полета и вынужден жить на земле «в поте и в пыли».
В последней строчке присутствует внутреннее противопоставление. Человек — «царь земли», но именно поэтому он «прирос к земли» и не может летать, не может слиться с природой, как птица. Употребление в последнем стихе архаической формы «к земли» подчеркивает извечную и неизменную слабость человека в сравнении с могуществом природы.