Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Время написания

Стихотворение написано в 1857 году.

Тема

В стихотворении дано созерцательное изображение ранней осени. Ф. И. Тютчев с необыкновенной точностью передает прозрачную ясность и кратковременность ранних осенних дней. Картины и образы этого стихотворения глубоко эмоциональны.

Главная мысль (идея)

Природа прекрасна, вечна, величественна, таинственна. Но человек — часть этого мира. Он находится как бы в двух измерениях: внутри природы, живя в ней, и будучи способным увидеть мир как космос, осознавая свое место и предназначение.

Созерцая эту осень, лирический герой наполняется ощущением времени, текущим сквозь него, и в то же время вечности, в которой он пребывает.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия, в нем есть философская направленность, мотив прощания, ухода.

Стихотворный метр — пяти- и шестистопный ямб, система рифмовки перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Эта форма придает определенную мелодичность и меланхолический ритм стихотворению.

В стихотворении дано поэтическое изображение ранней осени. Первая строфа стихотворения представляет собой небольшую экспозицию:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

С осенью всегда в поэзии связан мотив завершения определенного жизненного цикла природы. Тютчев выделяет в осени особый период — первоначальный. Именно в это время природа стоит как бы на грани расцвета своей красоты и неизбежности скорого увядания.

Мотив угасания красоты и в то же время проявление ее в этот последний миг перед исчезновением во всей мощи — один из важных мотивов лирики Тютчева.

В этой поэтической картине очень важны эпитеты «хрустальный», «лучезарный». Они создают ощущение наполненности картины воздухом, простором, покоем.

Взгляд поэта движется как бы сверху вниз, переходя от общего широкого плана к взгляду на конкретные детали: на землю, на пашню, на оставшиеся редкие колосья, на паутину. Затем взгляд снова поднимается — в небо,

в «чистую лазурь». Так в стихотворении проявляется излюбленная черта поэтики Тютчева — подчеркивание вертикальных координат художественного пространства. В мировоззрении поэта этот прием связан с идеей перехода от земной жизни к бессмертию, от земли к небу.

Во второй строфе поэт подчеркивает, что к осени заканчивается сбор урожая:

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все.

От обобщенной картины сбора урожая поэт переходит к изображению тончайшей художественной детали:

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

И это не только точно подмеченная примета. Эта последняя, самая мелкая деталь служит восприятию всей огромности мира, словно помогая обнять его целиком.

В этих строках дана картина завершенности земледельческих работ, осознание важности их итогов — есть ощущение покоя и завершения некого жизненного цикла.

В первой строфе строчка «И лучезарны вечера» подчеркивает мотив света, который поддерживается дальнейшим строем стихотворения. Простор и пустота вызывают у лирического героя светлую печаль. Хрупкая красота мира природы заставляет лирического героя застывать в бесконечном созерцании:

И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле.

Природа в этом стихотворении Тютчева выполняет функцию гармонизирующего начала.