Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» сочетает в себе элементы классицизма и новых течений начала XIX века — романтизма и реализма.
В соответствии с эстетикой классицизма, в комедии соблюден принцип единства места, времени и действия, герои имеют четкие амплуа, присутствует любовная интрига, есть резонер.
Но герои пьесы ведут себя иначе, чем герои классицистической драмы: их характеры неоднозначны, поступки обусловлены обстоятельствами, мотивировка их психологична. Это уже черты реализма.
Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал первую в России реалистическую комедию. Грибоедов связал между собой две линии: любовную и общественную. Он показал, как из драмы личной вырастает драма общественная.
От романтизма в комедии — ситуация конфликта яркой личности, одинокого и непонятого, «странного» человека и косного «холодного» светского общества.
Именно это и является темой комедии: ситуация смены поколений, столкновение ценностей, взаимоотношение человека и общества.
Структура комедии четкая и внятная, как в пьесах классицизма. Завязка — приезд Чацкого. Кульминация — бал, на котором Чацкого объявляют сумасшедшим. Далее следуют две развязки: любовной линии — когда Чацкий узнает, что слух о его сумасшествии распространила Софья, и общественной линии — когда Чацкий вынужден уехать из Москвы.
Герои комедии обрисованы также четко, каждый является носителем одной яркой черты. Но они не кажутся плоскими и одномерными. В их сложном взаимодействии, в самом конфликте комедии, видны, безусловно, реалистические черты.
Образ Чацкого также выходит за рамки амплуа любовника или резонера, он прорисован еще более тонко, глубоко, психологично. Это целиком реалистический образ.
Грибоедов смог показать яркого героя своего времени (вероятно, будущего декабриста) в реальной жизни. В выборе писателем жизненного конфликта проявилось глубокое осмысление им социальных явлений.
Столкновение героев происходит на идейной почве. Даже традиционный конфликт соперников, которые стараются добиться взаимности от героини, подчинен столкновению ценностей персонажей — Молчалина и Чацкого, а не их характеров.
Один считает чинопочитание общепринятой моральной нормой. Чацкий, живущий по законам чести и морали, не может и не хочет признавать его своим соперником, он отказывается верить в то, что Софья способна полюбить такого низкого человека. Позицию Чацкого полностью разделяет автор.
В то же время Чацкий не просто рупор идей автора, он воплощает в себе черты свободно мыслящего человека того времени. Герой во многих своих суждениях и высказываниях, а в особенности в манере и стиле речей, в свободе жеста, как писал Ю. М. Лотман, близок декабристам. В монологах Чацкий осуждает пороки современного ему общества. Например, он обличает «негодяев знатных», меняющих своих слуг на борзых собак, сгоняющих на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», затем распродавая их поодиночке. Чацкий и к службе относится не так, как общество, где царят Фамусовы. Он оставил службу, потому что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он критикует дворянское общество за преклонение перед всем иностранным, за презрение к родному языку и обычаям.
Чацкому по многим точкам спора противостоит Фамусов. Они сходятся только в одном пункте: преклонение перед иностранцами и Фамусова возмущает, правда, по причине излишней «учености», которая распространяется таким образом. Фамусов питает свой разум предрассудками, а источником всякого зла на свете считает просвещение. Это типичный московский барин-крепостник, строгий хозяин дома. Он груб с подчиненными, но предупредителен с теми, кто выше его по положению и достатку. Жизненная мудрость и позиция Фамусова: «порадеть родному человечку», пристроить родню, использовать проворство и связи для достижения карьерных высот, не гнушаться раболепством.
Наиболее противоречивым в пьесе является образ Софьи. Она полюбила неравного себе, тем самым как бы бросив вызов обществу. Это говорит о неординарности и смелости личности героини — не зря такой человек, как Чацкий, полюбил ее. Оказавшись обманутой в своих чувствах, она не боится осуждения окружающих ее людей. Но ее пугает насмешливый и независимый ум Чацкого, она не понимает и не хочет разделять его взглядов.
Важнейшим достижением писателя в этом произведении является яркая, афористичная речь героев. Грибоедов насытил язык своей комедии элементами живой разговорной речи. Все герои комедии имеют выразительные речевые характеристики.
Например, автор наделил старуху Хлестову такой речевой манерой, из которой возникает образ властной московской барыни-крепостницы с крутым нравом.
Репетилов с первых своих реплик показывает себя человеком болтливым, никчемным. Особой речевой манерой отличается Лиза — в ее разговоре элементы простонародной речи, такие как «вас кличет барышня», «больно не хитер», сочетаются с фразами, вероятно, слышанными ею не раз в барском доме. В языке у Лизы присутствуют обороты «не льщусь на интересы» и др. Речь полковника Скалозуба — речь солдафона. Например, на вопрос Фамусова: «Как вам доводится Наталья Николавна?» Скалозуб отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили». В речевой манере Софьи нашла свое отражение модная в то время манера речи светских барышень, в ней много «калек» французских выражений, например: «делить смех», «очень вижу».
Речь главного героя Чацкого противопоставлена речи других героев так же, как его характер и взгляды: она живая, непринужденная и очень эмоциональная. В ней встречаются элементы разговорного просторечия, такие как «пуще», «чай», «давиче», «окроме». При этом интонационно и стилистически она окрашена ярко и сочно. Чацкий мыслит и рассуждает, как духовно свободный человек, и речь его поэтому раскованная и свободная. Мир его чувств и переживаний намного богаче и шире мира его идейных противников, и это находит отражение в речи.
Язык комедии афористичен. Многие крылатые выражения из комедии Грибоедова «Горе от ума» стали достоянием общенародного языка.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» не потеряла свою актуальность и глубину и в наше время, спустя два века.