Художественный метод пьесы «Горе от ума»

Реализм:

• речевая индивидуализация персонажей отражает нравы героев;

• степень художественного обобщения в изображении нравов перебегает в типизацию: герои, не теряя особенности, преобразуются в образы-символы с нарицательным смыслом (фамусовщина, молчалинство, репетиловщина, скалозубовщина)

Классицизм:

• резвое развитие деяния, острый диалог, насыщенность афоризмами и эпиграммами;

• правило 3-х единств (действие происходит в течение суток в доме Фамусова);

• драматические амплуа (Чацкий — «резонер», Лиза — «субретка») и говорящие фамилии персонажей

Романтизм:

Главный герой - боец и бунтарь, отвергнутый обществом

Особенности жанра

Авторское определение жанра — комедия.

Пьеса выходит за рамки комедийного жанра: сильны драматические и трагические элементы, конец драматичен. Современники Грибоедова определяли пьесу как «высокую» комедию (скрещение комедии и катастрофы). 

Современное литературоведение относит пьесу «Горе от ума» к жанру драмы. Время от времени ее именуют трагикомедией.