Герои романа Пушкина «Капитанская дочка»

Гринев

Гринев Петр Андреевич — герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», от имени которого ведется повествование. Он признается, что «рос недорослем». В начале произведения проявления незрелости подчеркнуты Пушкиным: первые «взрослые поступки» показывают неготовность его к службе, к испытаниям.

И все же лучшие черты Гринева обусловлены именно происхождением и воспитанием — он дворянин, его выбор всегда нравственен и честен. Чувство собственного достоинства, искренность, доброта, благородство помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Он умеет осознавать свои ошибки и испытывать стыд: Гринев просит прощения у крепостного — преданного дядьки Савельича. Он сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, твердо решив жениться на ней. Он не сразу, но все же разглядел низменную натуру Швабрина. Его «детский» жест — одаривание бродяги заячьим тулупчиком — оказывается именно тем, правильным, поступком, продиктованным благородством и благодарностью, который спасет ему жизнь.

Гринев видит в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность, человека, а не разбойника и рассчитывает на его справедливость и великодушие. Гринев сохраняет человечность, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной борьбы.

Оказавшись в центре смертельно опасных событий, Гринев стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Он предпочитает смерть малейшему отступлению от понятий долга и чести. Отдавая должное личным качествам Пугачева, он отказывается от присяги ему. Во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, оберегая честь и покой любимой женщины.

История Петра Гринева — эта история превращения недоросля в мужчину, в которой решающую роль играют честь, достоинство, благородство и человечность. Эти качества для Пушкина являются лучшими качествами человека.

Швабрин

Швабрин Алексей Иванович — дворянин, антипод Гринева в повести. Его путь противоположен пути Гринева. Первая встреча с ним рассказчика (Гринева) и читателя «нейтральна»: мы видим молодого человека, отменно нехорошего собой, но умного, язвительного, даже смелого: он сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сразу настораживает в его поведении презрительность и насмешливость характеристик, которые он дает обитателям крепости, особенно Маше — называет ее дурочкой. Его поступки по отношению к влюбленному Гриневу (высмеивание, оскорбительные замечания о Маше, ставшие причиной дуэли), его подлый удар во время дуэли, его еще более бесчестный поступок — написание письма родителям Гринева — все это подготавливает его главное предательство. Переход на сторону Пугачева продиктован страхом Швабрина за свою жизнь. Его отношения с разбойником противоположны отношению Гринева с Пугачевым: в них нет равенства и уважения. Швабрин боится Пугачева и презирает его, даже подчиняясь его силе.

История Швабрина — история потери чести, достоинства. Происходит это, по Пушкину, потому, что в этом человеке нет благородства и доброты, щедрости и искренности. У него злое и завистливое сердце. Его путь к предательству закономерен.

Маша Миронова

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Именно она, судя по названию, и является центром произведения. Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Образ Маши Мироновой простой, ясный и цельный. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она точно оценивает человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет присутствие духа, верность своим принципам. Но самый важный поступок «робкая» Маша совершает, когда едет в Петербург спасать любимого. Дальше ей помогает судьба: Маша, как равная с равной, беседует с неузнанной ею императрицей. И императрица, тронутая чистотой девушки и ее верностью и смелостью, помогает ей, вопреки закону поступая милосердно по отношению к «отступнику».

Пугачев

Пугачев в «Капитанской дочке» появляется сначала как миф (что там чернеется среди метели?), как некая загадочная фигура (то ли волк, то ли человек?), а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Сначала этот непонятный человек больше похож на разбойника: то ли беглый каторжник, то ли пропойца. Но «огненные глаза», притягивающие внимание, выдают в нем сильную личность. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу этого образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после).

Пугачев в изображении Пушкина неоднозначен: он жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. В то же время он помнит добро и ценит искренность, верность чести. Именно эти качества подкупают его в Гриневе. «Казнить так казнить, миловать так миловать,» — говорит он и отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. Пугачев лукав, он часто «работает на публику». Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным,— это и расчет, и радостная игра во власть. Но перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым.

Пугачев Пушкина — отчаянный человек, трагическая личность. Он и былинный герой, и царь-избавитель для забитого народа, и безжалостный разбойник, и авантюрная личность.